Мероприятия
Школа HR в Санкт-Петербурге
Участие бесплатное. Приглашаем HR-руководителей, HR-менеджеров, экспертов и специалистов по обучению персонала.

Профессии будущего: чему пора учить сотрудников

Профессии будущего: чему пора учить сотрудников


6 Августа 2018 года

Профессии будущего: чему пора учить сотрудников


 _MG_0486 - копия - копия.JPG Игорь Морозов, ректор Академии АйТи рассказал порталу Global CIO о профессиях будущего и чему пора учить сотрудников. 


Рассуждая о «профессиях будущего», важно не увлекаться модными темами, а задумываться о реальности, которая ждет нас в ближайший десяток лет.

С 2017 года Правительство России реализует госпрограмму «Цифровая экономика», рассчитанную до 2024 года, цель которой организовать системное развитие цифровых технологий. В программу вошли пять направлений: инфраструктура, кибербезопасность, новые технологии, человеческий капитал и нормативное регулирование.  

Если «спроецировать» эти направления на профессии, то совершенно очевидно, все они должны найти свое отражение в наборе компетенций специалистов уже в настоящем. Профессии будущего, равно как и цифровая экономика — это и инфраструктура, и нормативное регулирование, и принципиально новая система управления, и передовые технологии, и информационная безопасность.

Учебные заведения готовят специалистов так или иначе ориентированных на традиционную экономическую модель. А что же с современным вектором на цифровую экономику? Проблема кадрового потенциала стоит весьма остро. Сейчас кадров для прорыва просто нет. Здесь нужны конструктивный диалог и совместные усилия бизнеса и государства. Бизнес должен быть готов к непрерывному обучению и повышению квалификации персонала, и к постоянным инвестициям.  

Начинать обучение персонала нужно с цифровой грамотности, как бы это странно не звучало. Принято считать, что современное поколение владеет ею по умолчанию. Но умение пользоваться поисковиками и социальными сетями вовсе не равно профессиональному владению офисным пакетом программ, не говоря уже об  умении распознавать интернет риски, критически оценивать информацию и соблюдать меры сетевой безопасности.  

Реалии таковы, что любой человек в организации, начиная с рабочего персонала, должен владеть основами элементарной кибербезопасности. Каждый специалист «будущего» должен быть подкован в безопасности, от уровня простого пользователя и по возрастающей. Это о рядовых сотрудниках, но нам требуются ещё и разработчики и ИТ-специалисты, которые в состоянии обеспечить технологический прорыв. Поэтому любому инженеру, с так называемым hard skills, рекомендовано проходить повышение квалификации не реже чем раз в три года, по информационной безопасности в том числе. Никуда не деться и от обучения новым языкам разработки, инструментам, особенностям оборудования. 

В изменяющемся ландшафте, как для технических специалистов, так и для менеджеров ключевыми качествами становятся кроссфункциональность. Во всех отраслях, как никогда своевременны методы управления проектами, изменениями и релизами ИТ-услуг, подходы в управлении инцидентами, качеством и рисками ИТ-сервисов, методы автоматизации, основы архитектуры решений. Считаю, что статус Project Management Professional (PMP) должен быть фактически у каждого современного руководителя.  

Мы видим растущую потребность в специалистах в области Big Data, бизнес аналитике, и в их числе исследование и анализ данных, моделирование процессов, проектирование информационных систем. Отдельно взятому человеку практически невозможно владеть всеми навыками в области анализа данных. Поэтому для менеджеров важно иметь общее представление о базовых принципах аналитики, а техническим специалистам нужны основы функционирования бизнеса и отраслевой специфики. Поэтому работодатели, включающие в свои планы образовательные программы в области больших данных, сочетающие технические и бизнес-аспекты, имеют объективные возможности подготовить кадры будущего.

Блокчейн постепенно выходит за рамки финансовых инструментов, становится технологией,
которая ожидается быть повседневностью. Соответственно, уже требуется базовые знания для всех без исключения, и желательно со школьной скамьи. Приоритетно я бы рекомендовал юристам и экономистам, желающим не выпасть «из обоймы» сейчас изучать технологию. Так как вопросы нормативно-правового регулирования блокчейн будут актуальными в самой ближайшей перспективе. Отдельные вузы пока ввели лишь спецкурсы по блокчейну для узкого круга студентов. Вся надежда на сферу дополнительного образования, которая гораздо быстрее реагирует на вызовы цифровой экономики.   

В векторе развития бизнесу сегодня необходимо сотрудничество не с классическими учебными организациями, а с полноценными центрами цифровых компетенций, где есть опыт реализации реальных цифровых проектов, штат разработчиков, аналитиков и тестировщиков, с партнерами-интеграторами и пулом вендоров. Где могут, как обучать персонал, так и вести проекты по созданию информационных систем любой сложности, по разработке кастомизированного программного обеспечения, оказать полный комплекс: от консалтинга до технической поддержки. Вот за такими центрами будущее для развития персонала и реализации проектов.

Важно понимать, что в ближайшей перспективе стоит ждать не роботизации, а автоматизации. Профессии ждет не вымирание, а эволюция. Специальности останутся, но изменится набор компетенций. Будущее за профессионалами с кроссфункциональным багажом — обладающими проектным опытом, навыками кибербезопасности, знающими элементарные языки разработки, экономику и математику, способными работать с информацией: собирать, анализировать и интерпретировать данные.

Источник: Global CIO