Обучение ИТ-кадров. Взгляд из 2020

25 лет Академии АйТи в ретроспективе

 926_oooo.plus.png

Игорь Морозов к.э.н.
Ректор Академии АйТи

    В ноябре 2011 г. Академия АйТи провела первую в России конференцию по авторизованному обучению «АЙТИ-КАДРЫ». Мероприятие собрало более 250 участников — специалистов и руководителей в области информационных технологий, сотрудников отделов персонала и обучения, представителей вендоров и СМИ. Главными партнерами конференции были компании Microsoft, Cisco и Autodesk, которые оказали событию организационную и контентную поддержку, а одним из главных событий — выступление руководителя направления Microsoft Learning Лутца Зиоба.

Конференция получила, без преувеличения, восторженные отзывы участников: «Конференция была проведена на высшем уровне! Узнал много нового! Спасибо!», «Хорошее мероприятие для желающих больше узнать об обучении и задать вопросы представителям компаний», «Конференция очень понравилась, надеюсь, что в дальнейшем таких мероприятий будет больше».


banner-retro-25-10.jpg

Комментарий из 2020 г.

Выступление Лутца Зиоба из Microsoft мы вспоминаем до сих пор. Рассказывая об актуальных проблемах ИТ-обучения и ключевых трендах ИТ-индустрии, он начал с того, что меняются не только продукты и технологии, но и менталитет людей — а вместе с ним и подходы к организации обучения. Он сделал акцент на статистических данных: так, согласно актуальному на тот момент исследованию HeadHunter, 70% работодателей уже тогда считали сертифицированных специалистов более эффективными сотрудниками, 71% сертифицированных специалистов утверждали, что сертификация помогла им в карьерном и профессиональном развитии, а по данным IDC уже 77% вакансий требовали на тот момент тех или иных технологических навыков.

Еще тогда дефицит ИТ-кадров стал очевидным — вплоть до экзотических предложений о ввозе необходимого числа специалистов из-за рубежа. На вопрос о том, почему ИТ-компаниям не подходят выпускники профильных вузов и имеющиеся на рынке труда молодые специалисты, звучал классический ответ — традиционная система образования не справляется с задачей подготовки специалистов, выпускники и молодые профессионалы не устраивают компании, потому что они располагают, как правило, только базовыми знаниями, недостаточными для решения текущих задач. Приходится отсеивать огромное число кандидатов, чтобы выбрать тех, кто готов бесконечно много и упорно учиться и профессионально расти. Старое как мир «Забудьте все, чему вас учили в институте, вам это не пригодится»...

Но чем это отличается от того, что давно и постоянно происходит буквально во всех отраслях промышленности? Да тем, что в ИТ-отрасли все еще хуже — технологии и методы решения задач развиваются быстрее, чем на других рынках, новые профессии, новые вакансии и новые специальности появляются чаще, а запросы ИТ-специалистов по сравнению с возможностями работодателей оказываются завышенными почти всегда. Текучесть кадров среди опытных айтишников оказывается непомерно высокой, а многие профи вообще уходят во фриланс, предпочитая свободу корпоративным правилам и условностям.

Вот и приходится компаниям «воспитывать Бабу-Ягу в своем коллективе». Фактически они при этом пользуются (в основном по наитию, но иногда и целенаправленно) японской концепцией кайдзен, которая, в свою очередь, основана на методологии TWI (Training Within Industry), разработанной Министерством обороны США в годы Второй мировой войны, когда нехватка обученного и квалифицированного персонала создавала трудности для стратегических отраслей. А самые крупные компании идут еще дальше и внедряют в вузах собственные программы обучения, по результатам которых подбирают себе будущие кадры.

Вот и выходит, что пока мы теоретизируем на темы «размывания» ИТ-профессий, суровая реальность отвечает нам — в ближайшие 5–10 лет ИТ-профессионалы точно будут востребованы. И до тех пор, пока система образования не сможет ответить на вызовы времени, «звездами» на рынке ИТ-кадров останутся опытные профи с гибкими навыками и креативным подходом, способные постоянно находить новые решения, менять квалификацию и изучать новые технологии.

Информация к размышлению

За истекшее десятилетие практически полностью изменилась структура рынка авторизованного обучения. В большой степени это, конечно, было связано с санкциями ведущих западных стран и политикой импортозамещения. Российские заказчики сгруппировались, с «фирменной» поддержки мигрировали на поддержку российских интеграторов, не связанных обязательствами перед западными поставщиками, перешли на альтернативные типы оборудования от производителей из других стран, аренде программного обеспечения предпочли модель владения ПО. Нет ничего удивительного в том, что западные вендоры в этой ситуации от нас отдалились...

Но надо сказать, что не для всех зарубежных производителей уход с российского рынка образования был следствием войны санкций. Есть на мировом ИТ-рынке производитель, который регулярно удивляет всех, разрушая что-нибудь созданное им за годы и десятилетия упорного труда — и это, как вы догадались, Microsoft.

Пока от года к году планомерно снижался методический уровень учебных пособий Microsoft Official Curriculum, мы относились к этому, как к издержкам болезни роста. Но главный удар по каналу авторизованных партнеров — запуск бесплатных онлайн-курсов Microsoft Virtual Academy. Не спрашивайте , зачем великая корпорация это сделала, и почему она не стала, к примеру, поставлять бесплатно пакеты Microsoft Windows, или доступ к Microsoft Office, или консоли Xbox.

Бесплатное — оно и есть бесплатное. В Microsoft Virtual Academy можно найти курсы на английском языке с русскими субтитрами, и довольно посредственные курсы, подготовленные русскоязычными специалистами, и банальные записи обычных семинаров, и даже удивительные двухминутные видео-«заглушки» вместо курсов. Так что за гарантированно качественным обучением по-прежнему имеет смысл идти в учебный центр с хорошей историей и репутацией на рынке.


Также читайте в серии: "25 лет Академии АйТи в ретроспективе":