Создаем образовательные экосистемы

Создаем образовательные экосистемы



 926_oooo.plus.png

Игорь Морозов к.э.н.
Ректор Академии АйТи

   

 

В 2004 году компания Microsoft выбрала Академию АйТи для организации программ обучения специалистов компаний-партнеров по технологиям Microsoft по всей России. Такое решение было принято не случайно — Академия АйТи уже в то время имела обширную сеть филиалов, отличный преподавательский коллектив и большой опыт обучения.


banner-retro-25-23.jpg

Комментарий из 2020 г.

Хорошо известно, что Академия АйТи занимается сертифицированным обучением по технологиям мировых ИТ-вендоров. Аудитория этого вида обучения — преимущественно специалисты ИТ-компаний и сотрудники отделов автоматизации, а особенность этой аудитории заключается в том, что совершенствовать свои знания (иными словами, повышать квалификацию) необходимо практически постоянно.

Именно поэтому обучение актуальным технологиям, как правило, не получается перенести в систему высшего образования — и не получится до тех пор, пока требования к университетским программам и содержательная часть этих программ формируются годами и годами же сохраняются в неизменном состоянии. В обучении информационным технологиям цепочка доставки знаний от их источника до адресата должна быть настолько короткой, насколько это возможно — т. е. между поставщиком и получателем знаний должно быть только одно звено — образовательный партнер.

Чем система образования, основанная на таком принципе, отличается от традиционной? Она совсем не похожа на структуры, в которых все контролирует источник информации, а получатель находится где-то внизу и довольствуется предназначенными ему крохами знаний. Скорее она напоминает японские «кэйрэцу» — корпоративные экосистемы, основанные на доверии, обмене, сотрудничестве и координации. Участники кэйрэцу легко обмениваются информацией и пользуются ею. Поведение информации как внутри кэйрэцу, так и между ними, действительно напоминает процессы, протекающие в природных экосистемах.

Экосистема, если понимать ее шире, чем природную группу взаимосвязанных элементов (организмов, воздуха, воды, солнца и почвы) — это любое сообщество взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Соответственно, информация в информационной экосистеме, как и знания в образовательной экосистеме, можно охарактеризовать как ресурс или даже как сам организм!

Знания культивируются, объединяются, развиваются, умирают и перерабатываются. Они исключительно разнообразны (что можно считать аналогом биологического разнообразия), и чем больше это разнообразие, тем больше они создают ценности. И конечно, эффективное планирование образовательных экосистем и управление ими требуют эффективного видения, стратегии, измерений, управления и персонала, а также понимания жизненных циклов информации и соответствующих инструментов, позволяющих управлять знаниями как активом.

В образовательные экосистемы ИТ-поставщиков входят как сами знания, так и процессы и обучения, проверки знаний и сертификации специалистов. И если дело ИТ-компании, как источника знаний, оформить их в виде курсов по продуктам и технологиям, то миссию распространения этих знаний — т.е. выстраивания сети образовательных центров, создание конечного образовательного контента и создание центров тестирования и сертификации с разработкой необходимых тестов и самих тестовых систем — берет на себя образовательный партнер.

Информация к размышлению

Как легко понять из новости об обучении профессионалов Microsoft, интересы Академия АйТи выходят далеко за пределы теоретических рассуждений на тему образовательных экосистем. Мы непосредственно участвуем в создании таких экосистем и отдаем все силы их развитию. В процессе нашего многолетнего сотрудничества с Microsoft мы добились не только статуса Microsoft Partner Gold Learning и многократного признания лучшим учебным центром по технологиям Microsoft в России. Мы неоднократно предлагали на рынке программы, которые развивали образовательную экосистему Microsoft — например, в 2011 году мы предложили нашим партнерам существенные льготы при обучении их специалистов, а в 2013–2015 годах предоставили возможность льготного обучения технологиям Microsoft тысячам российских студентов.

Следующий пример – работа с компанией Autodesk. Академия АйТи стала не просто дистрибьютором обучения и сертификации Autodesk — курируя весь канал обучения и сертификации Autodesk в России, мы создали сеть, в которой работает более ста авторизованных образовательных учреждений — колледжей, вузов, учебных центров.

Наконец, мы первыми в России стали образовательным партнером Huawei Enterprise — и мы уверены в том, что уникально мощный вход этой компании на российский корпоративный рынок в большой степени связан с инвестициями Huawei в обучение. Ежемесячно в нашем учебном центре повышали свою квалификацию сотни специалистов по Huawei.

Растущее число специалистов по любым продуктам и технологиями важно не само по себе. Получатели знаний — обученные и сертифицированные специалисты — не только используют продукты и технологиями на предприятиях, но и отвечают за их работоспособность и при этом, как правило, лояльны к ним и производителям. И это делает их важнейшим агентом образовательных экосистем.