Топ-6 достижений в дистанционном обучении

Топ-6 достижений в дистанционном обучении

926_oooo.plus.png

Игорь Морозов к.э.н.
ректор Академии АйТи  

   

В мае 2011 года Академия АйТи поделилась достижениями в области дистанционного обучения. К тому времени наш учебный центр уже 12 лет занимался таким обучением. 


За это время Академии АйТи было подготовлено более 6 тыс. дистанционных курсов по различным направлениям, в т. ч. в связи с изменениями в законодательстве — дистанционную программу повышения квалификации по защите персональных данных. Кроме того, мы приняли участие в разработке 1 тыс. электронных образовательных ресурсов (ЭОР) профессионального образования для Федеральной целевой программы развития образования на 2006–10 гг., 195 интерактивных образовательных моделей для дистанционной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в рамках конкурса Министерства образования, курсы по электронному документообороту для администраций Волгоградской и Ростовской областей. Мы внедряли и сопровождали дистанционное обучение в Центральном банке. 

В общей сложности мы реализовали шесть крупных федеральных и региональных проектов дистанционного обучения. 

banner-retro-25-9.jpg

Комментарий из 2020 г.

Системы дистанционного обучения позволяют обучать сотрудников в любом месте и в любое время, дома, в дороге или на рабочем месте. Они снижают потребность в дорогостоящем очном обучении, превращая рабочие и домашние компьютеры в персональные учебные центры. Они решают проблемы жесткого расписания занятий и дорогостоящих командировок. Они позволяют компаниям самостоятельно разрабатывать учебные курсы, управлять информационными ресурсами и самим процессом обучения.

А главное — во всем этом нет ничего нового. Те, кто еще в XX веке смотрел учебные программы телевидения или заочно окончил вузы, тоже занимались, по сути, дистанционным обучением. Да и в XIX веке уже были дистанционники. Один из самых знаменитых и успешных дистанционных студентов прошлого — Владимир Ульянов, который в ноябре 1891 г. сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Но и до него учились дистанционно — например, Михаил Ломоносов, который в XVIII веке научился читать, писать и считать по «Грамматике» Смотрицкого и «Арифметике» Магницкого, и уже после этого пришел поступать в Славяно-греко-латинскую академию. И до него тоже учились по книгам, а также по пергаментным свиткам и глиняным табличкам. Менялись только технологии обучения.

Вернемся в советское время. Программы заочного обучения, которые существовали у большинства вузов (для некоторых вузов это была почти основная форма обучения — например, у Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), который пять лет назад влился в состав Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова) — вкупе с огромными фондами образовательного и научно-популярного контента, доступного в книжном, журнальном, радио- и телевизионном формате — существовали и работали, вполне эффективно выполняя свои задачи.

В новые времена к ним добавились сервисы и электронный контент — вроде Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) или проекта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) с длинным названием «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), том числе для использования людьми с ограниченными возможностями». А предложение в области школьного дистанционного образования просто-таки взрывалось от разнообразия возможностей! И все эти проекты финансировалось государством.

И результат? В марте этого года администрации вузов начали рассылать своим преподавателям панические письма вроде: «Руководители структурных подразделений должны обеспечить изолированным сотрудникам удаленный доступ к информационным ресурсам Университета для выполнения работы... В ближайшие дни будет определен порядок обучения в удаленном режиме. Руководители и учебные офисы программ обеспечат возможности для этого...» А в апреле все встало. Плачевнее всего выглядело школьное образование, ни один из многочисленных онлайн-ресурсов которого не был готов к тому, чтобы заменить собой занятия в классах. Наиболее продвинутые центры ДПО гордились, если им удавалось перевести в онлайн более 60% образовательного процесса — а если более 85%, то светились от счастья.

Эксперты в области дистанционного образования ожидают, что по результатам 2020 г. не менее 10% рынка образования составит сегмент онлайн-образования и цифровых продуктов для образования, или т. н. Education Technologies (EdTech), и что займут этот сегмент сегодняшние технологические и образовательные стартапы, которые сейчас разрабатывают новые EdTech -продукты. Правда, пока, как мы видим, количество стартапов не перешло в качество образовательной системы.

Информация к размышлению

Увы, в образовательной системе главное, как и в ИТ, не сам продукт, а внедрение, т. е. решение всех организационных проблем, настройка процессов, обучение людей — осуществление организационных изменений. Для нас дистанционное обучение всегда было инструментом – набором технологий, методик, подходов, с помощью которых мы решали свои бизнес-задачи и 10, и 20 лет назад.

Делаем мы это и теперь, а своеобразие текущего момента для нас заключается только в том, что выделять из общего комплекса услуг дистанционные попросту не приходится.

Оригинал новости в 2011 году >>

Топ-6 достижений в дистанционном обучении.jpg


Также читайте в серии "25 лет Академии АйТи в ретроспективе"