Партнерство с вузами

Партнерство с вузами

926_oooo.plus.png

Игорь Морозов к.э.н.
Ректор Академии АйТи

   

В 2008 году Московская Медицинская Академии им. Сеченова и Академия АйТи подписали договор о стратегическом партнерстве. Первым шагом партнерства двух образовательных организаций стала разработка очно-заочной практико-ориентированной программы MBA «Организация и управление в здравоохранении», основанной на разборе реальных кейсов.  

banner-retro-25-22.jpg

Комментарий из 2020 г.

Сотрудничество с ММА им. Сеченова — далеко не первый наш опыт работы с вузами. Но взаимоотношения вузов и дополнительного образования — отдельная «странная история», в которой вузы выглядят «доктором Джекилом», а ДПО — «мистером Хайдом». С одной стороны, именно в вузах — причем в первую очередь в самых именитых — в 1990-е гг. появились российские программы MBA, которые суть ни что иное, как долгосрочное ДПО. С другой стороны, те же самые вузы относились к программам ДПО, даже своим собственным, немного свысока, как арендодатели к арендаторам. Что уж говорить о том, как они реагировали на частные учебные центры.

А ведь из самого факта разницы между высшим и дополнительным образованием следует, что перспектива их сотрудничества может быть исключительно интересной. Партнерство вузов и частных центров ДПО, несомненно, позволит выводить на интереснейшие образовательные продукты — но пока примеров такого партнерства не слишком много. Вузы предпочитают создавать собственные, как долгосрочные, так и интенсивные программы дополнительного образования — а к преподаванию привлекают как собственную профессуру, так и хорошо известных на рынке инструкторов. Центры ДПО, в свою очередь, преобразуются в «настоящие» институты — как Академия АйТи, которая еще в 2004 г. одной из первой решила пойти по пути государственной аккредитации и стала институтом повышения квалификации, или известный консорциум школ креативных индустрий, созданный на основе Британской высшей школы дизайна, который недавно переформатировался в университет Universal University.

Но мы понимали перспективы прямого сотрудничества с вузами и неуклонно работали над ним. Мы шли в вузы и предлагали им вместе создавать новые образовательные продукты. Договариваться было сложно, а, уже договорившись, создавать эти самые продукты — сверхсложно. Но оказалось, что не так уж и глубока «пропасть между мирами» — мы научились находить возможности для партнерства. В результате мы по сей день продолжаем предлагать рынку принципиально новые образовательные продукты, аналогов которым нет.

Все началось с программы профессиональной подготовки CIO (Chief Information Officer), которую мы создали вместе с Академией народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. АНХ уже тогда была вне конкуренции как центр бизнес-образования — при ней работало не менее полутора десятков бизнес-школ, лицензированных различными университетами. В 2001 г. мы предложили сотрудничество Школе ИТ-менеджмента АНХ — и такое сотрудничество, безусловно, к тому моменту уже назрело, поскольку в необходимости подготовки CIO и ИТ-менеджеров предприятий никого не нужно было убеждать.

Чему и как учить таких специалистов? Благодаря практическому опыту предприятий, который широко освещали компьютерные СМИ того периода, многие уже тогда понимали, что директор информационной службы должен иметь широкий и сложный набор бизнес- и технологических компетенций, которые представляют собой сплав компетенций. В Академии народного хозяйства хорошо знали, как обучать управленцев, мы же имели огромный опыт подготовки квалифицированных инженеров. Осталось совместить эти компетенции — и в этом заключалась основная сложность. Можно без ложной скромности констатировать, что мы тогда создали принципиально новую систему обучения, которая включала вводные положения и концептуальные основы экономики и информатики, базовые менеджерские дисциплины и специальные дисциплины, касающиеся проектирования, внедрения и эксплуатации информационных систем, а также междисциплинарные практические занятия.

Еще один интересный проект — наша совместная программа с экономическим факультетом МГУ. Нам хотелось, чтобы новый проект отличался от нашей первой программы подготовки ИТ-менеджеров и был посвящен таким вопросам как, например, определение экономического эффекта от внедрения ИТ на предприятии. Так появилась программа на стыке экономики и информационных технологий.

Мы запустили проект, который включал в себя несколько направлений работы. Издали серию из пяти книг, посвященных разным вопросам; сделали цикл краткосрочных курсов, чтобы ИТ-менеджер или ИТ-руководитель смог пройти обучение, взять на вооружение современные методики и решить поставленные перед ним задачи.

А работая совместно с Государственным Университетом Управления, мы создали программу MBA со специализацией в области информационных технологий, предусматривающую обучение в дистанционной форме — и это напоминает нам о том, что одной из важных особенностей нашей совместной работы с ММА им. Сеченова тоже было дистанционное обучение.

Информация к размышлению

Уже в который раз эти заметки приводят меня к вопросу дистанционного обучения. Казалось бы, почему? Дистанционное обучение — не единственный и не главный наш хлеб.

На самом деле, это гораздо больше.

Дистанционное обучение делает Интернет естественной средой, в которой проходит образовательный процесс — вместо замкнутого пространства аудитории. Слушатель дистанционного курса понимает, что в мире есть очень много источников информации, помимо преподавателя, а преподаватель — не гуру, которому надлежит заглядывать в рот, а старший партнер по повышению качества знаний.

Дистанционное обучение — не обособленный процесс, отрывающий слушателя от всей остальной жизни, а органичная составная часть жизни и деятельности слушателя. Оно побуждает, не откладывая применение новых знаний в долгий ящик, немедленно попробовать их на практике — возможно, еще до конца очередного занятия.

Наконец, дистанционное обучение — уравнитель. Новым Ломоносовым не нужно будет бежать в Москву за попутными обозами — престижные московские вузы сами будут «охотиться» на слушателей и бороться за их внимание.

Классическое обучение уходит в прошлое. Дистанционное образование — одна из главных примет будущего, и это будущее совсем рядом. Мы готовы к нему прямо сейчас, а вы?