Международные стандарты электронного обучения
Дата: 30 апреля 2020 года
В 2004 году Академия АйТи объявила о приходе в Россию новых международных стандартов дистанционного обучения. Сегодня рассматриваем, как развивался ландшафт электронного обучения, которое сейчас, исторической весной 2020, стало ключевым форматом доставки образовательных услуг.
Игорь Морозов к.э.н.
ректор Академии АйТи
Суть новости на момент ее выхода
Корпорация Thomson NETg предоставила своим российским партнерам возможность организации дистанционного обучения по более чем 3 тыс. своих курсов в области ИТ, финансов, менеджмента, бизнеса, бизнес-коммуникаций, управленческих навыков и саморазвития. Академия АйТи стала одним из ключевых партнеров.
Комментарий из 2020 г.
Ни для кого не секрет, какие перспективы сулит внедрение дистанционного обучения взамен дорогостоящего очного образования. О том, что рабочие и домашние компьютеры сотрудников корпораций должны превратиться в персональные учебные центры, написаны гигабайты маркетинговых текстов. И когда в Россию пришла корпорация Thomson NETg — а надо сказать, что Академия АйТи приложила к этому очень серьезные усилия — мы понимали, что при правильном развитии событий этот исключительно своевременный шаг должен принести огромные плоды.
Те, кто в то время задавал тон на рынке дистанционного обучения, занимались в основном разработкой программного обеспечения для систем управления обучением (learning management system, LMS). И такие системы, безусловно, очень нужны. Это они позволяют обучать сотрудников в любом месте и в любое время — дома, в дороге или на рабочем месте. Кроме того, они дают компаниям возможность управлять собственно процессом обучения, разрабатывать учебные курсы и управлять созданными информационными ресурсами.
Казалось бы, дело за малым — создать эти ресурсы. «Мы обладаем колоссальными запасами систематизированных знаний, нам ничего не стоит конвертировать их в обучающий контент», — говорили HR-директора. Но выяснилось, что здесь-то и кроется главная сложность. Оказалось, что разработка контента для дистанционного обучения требует совершенно нового подхода, и что даже опытные авторы очных курсов далеко не всегда справляются с этой задачей.
Тут-то в России и появились курсы — более 3 тыс.! — компании Thomson NETg, которая была частью международного образовательного гиганта Thomson Learning, подразделения информационного супергиганта Thomson Corporation. Курсы Thomson NETg много лет были фактическим стандартом для организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров для крупнейших международных корпораций всего мира.
Мы были очень серьезно настроены на развитие дистанционного обучения. С уверенностью, что дистанционное обучение в обозримом будущем займет не менее 30% рынка обучения (разумеется, не возможно было предвидеть пандемии 2020 г., которая в считанные недели сделала вообще все обучение дистанционным), и упорно работали над тем, чтобы занять достойное место в новом сегменте рынка. Мы запустили грандиозный проект по локализации контента Thomson NETg, в первую очередь — линии курсов по управлению проектами и наиболее популярных ИТ-курсов.
Причины, по которым эта деятельность не привела к ожидаемым результатам, настолько банальны, что я не стал бы о них здесь упоминать, если бы не был уверен, что большинство читателей даже не знает, что такое Thomson NETg и Thomson Learning. Итак, 26 октября 2006 г. корпорация Thomson выставила на продажу все свои образовательные мощности. Подразделение Thomson NETg тут же отошло к не столь инновационной, но зато исключительно коммерчески агрессивной компании Skillsoft. Достаточно напомнить, что с момента своего появления в 1998 г. компания успела поглотить такие активы, как Books24x7 в 2001 г., SmartForce в 2002 г., NETg в 2007 г., SSI в 2010 г., Element K в 2011 г. и MindLeaders в 2012 г. Thomson Learning была приобретена Apax Partners и теперь называется Cengage Learning. Глобальная сеть центров тестирования Thomson Prometric вошла в состав международной организации Educational Testing Service — ну, а сама корпорация Thomson, распродав образовательные активы, объединилась с Reuters Group.
Информация к размышлению
Наблюдая, с каким трудом существующие технологии и контент пытаются удовлетворить внезапно образовавшийся сегодня спрос на удаленное обучение, отдаешь себе отчет в том, что, увы, в реальности на этом рынке мало что изменилось.
Понимали ли теоретики и осторожные практики дистанционного образования, что пока они более или менее безрезультатно тратят время на корпоративном рынке, на идеях капитализируются и стремительно дискредитируют их преимущественно разнообразные «инфоцыгане»? Суровая правда такова, что компании, которые пытаются построить корпоративное дистанционное обучение на базе простых бесплатных решений, очень скоро сталкиваются с необходимостью их доработки, а компании, которые платят немаленькие деньги за внедрение больших и сложных коммерческих систем, обнаруживают, что их затраты на корпоративное обучение продолжают расти.
В любом случае, после весны 2020 г. ландшафт дистанционного обучения не останется прежним — коллеги, следите за ним, и постарайтесь больше не терять времени.
Государство, между прочим, уже позаботилось о законодательной базе — согласно Федеральному закону № 273-ФЗ в образовательных организациях дополнительного профессионального образования возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (при наличии условий, отвечающих требованиям закона), и библиотечный фонд образовательной организации ДПО может быть укомплектован только электронными учебными изданиями. Кроме того, закон определяет, что при «электронном» обучении не требуется «взаимодействия обучающихся и педагогических работников», а «дистанционное» обучение реализуется «в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». Выбирайте и реализуйте!
Оригинал новости в 2004 году >>