Корпоративное ИТ-обучение: итоги 2015 года, прогнозы на 2016-2017 гг.
Дата: 30 декабря 2015 года
Повышение квалификации ИТ-персонала жизненно необходимо для целого ряда отраслей. Ни для кого не секрет, что компании, заинтересованные в развитии информационных технологий, серьезно вкладываются в дополнительное обучение сотрудников. Однако в настоящее время все чаще звучат мнения, что корпоративное обучение на «втором плане», и – местами – полностью сходит с горизонтов. В гонке оптимизации ресурсов компании бьются за сохранение кадров, а повышение квалификации ИТ-персонала оставлено до лучших времен.
Как на самом деле обстоят дела, что происходит внутри организаций с ИТ-кадрами, каковы тенденции по обучению персонала в отраслях – эти вопросы стали основополагающими для всероссийского исследования, которое провела Академия АйТи осенью 2015 года. Целью исследования было выяснить, что происходит с корпоративным обучением внутри компаний, какое влияние на корпоративные планы оказывают экономические факторы.
Сокращается или увеличивается доля ИТ-персонала, что происходит с бюджетами на обучение, что отрасли прогнозируют на 2016–2017 годы? Академия АйТи охватила своим исследованием 175 компаний и предприятий из 24 отраслей экономики. Учебный центр проанализировал и показатели своей работы и выявил ряд тенденций в отрасли.
Сегодня уже мало кто из экспертов рынка дополнительного ИТ-обучения не замечает тенденций, связанных с экономическими и политическими факторами в стране. Так, эксперты Академии АйТи отмечают, что в связи с ростом курса валют за последние полгода цены в рублях на учебные программы по продуктам западных вендоров выросли более чем на 20%, к чему заказчики оказались не готовы, и интерес к авторизованному обучению снизился.
Объемы заказов сократились не только на фоне повышения цен, но и в связи с нацеленностью страны на импортозамещение. По оценкам экспертов, в целом в учебных центрах в 2015 году количество запросов на обучение по продуктам Microsoft снизилось на 22%, по курсам Cisco сокращение заказов составило 45%, объемы обучения на курсах Oracle сократились на 35%. В то же время рынок ищет варианты замещения, поэтому некоторые международные компании, напротив, рассматривают текущую ситуацию как идеальный шанс расширить свое географическое присутствие или увеличить долю. В частности, это относится к азиатским вендорам, осваивающим рынки стран СНГ. Соответственно растет спрос на обучение по продуктам этих компаний. Например, спрос на курсы Huawei вырос, по оценкам аналитиков, на 20%.
В Академии АйТи подтверждают снижение интереса к курсам по продуктам западных компаний, и в то же время эксперты учебного центра отмечают, что азиатские вендоры еще «не выстрелили» в своей активности до такой степени, чтобы перекрыть потребности российского ИТ-рынка в ИТ-обучении, соответственно образуется определенный вакуум.
По всем аспектам получается, что основной сегмент, который пострадал – авторизованное ИТ-обучение по продуктам западных компаний. Однако в направлениях, так или иначе связанных с информационными технологиями, наблюдается достаточно устойчивый спрос: в первую очередь, востребованы программы по информационной безопасности, необходимость в которых на 2016–2017 годы отметили 48% компаний-участников исследования, курсы для пользователей ПК необходимы для 19% респондентов. Вполне закономерен и спрос на курсы по бизнес-направлениям, связанными с ИТ-менеджментом, управлением проектами, – такие программы отметили в качестве целевых 17% респондентов. Проявили интерес и озвучили свои планы на заказ ИТ-программ 16% опрошенных компаний.
При этом общие бюджеты на обучение у заказчиков в 2015 году остались на уровне 2014 года, однако в 2016 году респонденты ожидают сокращений, и не менее чем на 10%. К 2017 году рынки надеются сохранить бюджеты 2016 года либо прогнозируют небольшое их увеличение – до 5%.
Несмотря на сокращение объемов бюджетов, меняющиеся реалии мотивируют компании постепенно перераспределять сами доли расходов в пользу направлений обучения по информационной безопасности и программам на стыке ИТ и бизнеса. Так, к примеру, если в 2015 году доля бюджетов на обучение по информационной безопасности составила в среднем 18% от общих объемов, то к 2016 году она увеличится до 23% и в таких процентах сохранится к 2017 году. Доля на обучение по программам ИТ-менеджмента в 2014 году составляла 33%, в 2015 году – выросла на 2%, и уже к 2016 году на это направление корпоративный рынок ожидает выделить до 40%, а к 2017 году – до 42% от общих бюджетов на обучение. В свою очередь, доля на ИТ-обучение снижается: если в 2015 году компании выделяли на ИТ-курсы до 47% от общих бюджетов, то в 2016 году ожидается снижение на 10%, а к 2017 году ещё на 2%.
На фоне перераспределения корпоративных интересов и финансовых возможностей вполне резонным становится вопрос: что происходит в отраслях с самим ИТ-персоналом?
По оценкам Академии АйТи, доля ИТ-специалистов увеличивается только в ИТ-компаниях в среднем на 2–7% ежегодно во всех сегментах – от малых компаний до крупных. В остальных отраслях наблюдается сокращение ИТ-персонала либо сохранение штатных единиц по показателям 2014 года. В основном сокращение в отраслях связывают с оптимизацией финансовых ресурсов, расширением должностных обязанностей сохраненного персонала и переходом, иногда полным, на ИТ-аутсорсинг.
Средняя доля ИТ-специалистов от общего штата, в отраслях, % |
||||
|
год |
|||
Отрасль |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
ИТ |
27,2 |
31,1 |
32,1 |
32,9 |
Связь и телеком |
11,4 |
10,1 |
9,9 |
9,6 |
Гос.учреждения |
5,8 |
5,4 |
3,7 |
3,9 |
Здравоохранение |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
Энергетика |
5,2 |
5,2 |
5,0 |
5,0 |
Финансовый сектор |
5,0 |
4,4 |
4,5 |
4,5 |
Нефтегазовая отрасль |
2,9 |
2,9 |
2,4 |
2,3 |
Транспорт и логистика |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Ракетно-космическая отрасль |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
Атомная промышленность |
2,5% |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
Торговля |
2,4% |
2,2 |
2,2 |
2,2 |
Машиностроение |
2,4 |
2,4 |
2,3 |
2,3 |
Пищевая промышленность |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
1,9 |
Металлургия |
1,4 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
Судостроение |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Академия АйТи, один из таких учебно-консалтинговых центров с серьезной экспертизой в области обучения сотрудников государственного и корпоративного сектора, отмечает, что в 20115 учебном году обороты образовательного бизнеса не сократились, но меняются структура потребителей и структура спроса. Доли и интересы клиентов перераспределяются.
Так, заметно расширился пул государственных и бюджетных заказчиков. В 2014 году на этот сегмент приходилось 38,7% от общего объема клиентов, а в 2015 году доля государственных и бюджетных организаций составила 44,7%, то есть увеличилась на 6%. Здесь доли отраслей в 2015 году распределились следующим образом: образование – 48%, федеральные и региональные органы исполнительной власти и органы судебной власти – 30%, здравоохранение – 10,8%, энергетика – 5,5%. В оставшиеся доли вошли Вооруженные силы, ракетно-космическая отрасль, медиа, культура и искусство, судостроение, природопользование, экология и другие.
Корпоративный сектор в 2015 году практически повторил показатели прошлого года и с небольшим приростом составил 45,4% заказчиков Академии АйТи. Здесь отрасли распределились так: ИТ, связь и телекоммуникации – 30%, финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение – 22%, нефтегазовая отрасль – 21%, в остальные доли вошли компании и предприятия торговли, строительства, транспорта и логистики, добывающей и обрабатывающей промышленности, пищевой промышленности и другие.
Доля физических лиц в этом учебном году сократилась и составила 9,9% от общего числа заказчиков Академии АйТи.
В то же время спрос перераспределился на программы по информационной безопасности и по государственному и муниципальному управлению. В сегменте обучения информационной безопасности заказы выросли на 9% по сравнению с тем же периодом прошлого года и доля этого направления в 2015 году составила 20% от объемов учебного бизнеса Академии АйТи. Рост спроса на программы по государственному и муниципальному управлению составил 6%, на долю этого сегмента приходится 12% от общих объемов продаж.
Таким образом, 15% заказов суммарно от объемов продаж в этом году сместились в сторону программ по информационной безопасности и государственному и муниципальному управлению.
Проведенное исследование показало, что для сохранения объемов заказов и одновременно оптимизации бюджетов заказчики выбирают для себя переход на электронные образовательные ресурсы. Более 80% респондентов выбрали в качестве приоритетов формы электронного обучения, позволяющие сократить расходы на обучение персонала.
При этом некоторые организации видят для своих сотрудников только форму очного обучения, потому что пока не обладают достаточным внутренним пониманием возможностей электронного обучения. Но текущая экономическая ситуация способна мотивировать их к изучению данного вопроса, анализу положения дел и в конечном итоге – к очевидному выбору электронного обучения персонала.
Выбор электронных образовательных ресурсов понятен не только с позиции оптимизации бюджетов, но и в целом эти формы удобны, особенно для широко распределенных организаций. Электронные учебники, гибкие графики обучения, возможности прохождения курсов без отрыва от основной деятельности – все эти аспекты делают электронное обучение оптимальным для организаций.
В качестве удачных примеров использования электронных образовательных ресурсов в 2014/15этом учебном году Академия АйТи отмечает реализованные проекты для Федеральной таможенной службы: более 300 специалистов службы прошли обучение по ИТ-курсам и ИТ-менеджменту; более 600 специалистов Федеральной службы государственной статистики повысили квалификацию по основам государственной службы также через электронное обучение.
В сложившихся реалиях рынка развиваться смогут те учебные организации, которые будут гибко реагировать на изменяющуюся структуру спроса. Академия АйТи так и действует: развивает партнерство с азиатскими компаниями, переводит большинство ИТ-программ в электронный формат, например «тяжелые» ИТ-курсы, которые ранее читались только очно, сейчас преподаются в онлайн-классах с подключением удаленных лабораторий. Наращивается опыт в создании электронного контента для корпоративных университетов – для этого у учебного центра есть все необходимые ресурсы. Усиливается экспертиза в области информационной безопасности: развивается востребованная программа профессиональной переподготовки и программы повышения квалификации по этому направлению.
Реалии таковы, что обучение персонала в сложившихся экономических условиях большинство участников корпоративного сектора воспринимают как рабочую необходимость, отрасли готовы учить своих специалистов, но меняется структура спроса, перераспределяются приоритеты. Компании пересматривают свое отношение к формам обучения, отдавая предпочтение наиболее удобным – электронным образовательным ресурсам, максимально готовым к внедрению в корпоративные университеты или системы дистанционного обучения и обеспечивающим оптимальную экономическую эффективность.
Академия АйТи
a Softline Company
Ведущий консалтинговый центр получения дополнительного профессионального образования
Забыли пароль?
Мы используем файлы cookie
Мы используем файлы cookie в соответствии с политикой в отношении файлов cookie, чтобы обеспечить лучшую работу с сайтом.
Корзина
Курс добавлен в корзину, теперь нужно