Корпоративный университет — больше, чем обучение. Взгляд из 2020

25 лет Академии АйТи в ретроспективе.

 926_oooo.plus.png

Игорь Морозов к.э.н. Ректор Академии АйТи

       Весной 2006 г. Академия АйТи запустила цикл семинаров «Строим Корпоративный университет», рассчитанный на HR-менеджеров и менеджеров по обучению государственных и коммерческих предприятий и организаций, в программе которого были такие темы, как концепция и методология современного корпоративного университета, ранжирование предприятий по шкале зрелости системы обучения, основные этапы создания корпоративного университета и т. д.

banner-retro-25-8.jpg

Комментарий из 2020 г.

Способность эффективнее приобретать, накапливать и использовать знания становится важнейшим активом и главным конкурентным преимуществом любой компании. Вы приходите в кафе McDonalds и получаете ожидаемый результат за предсказуемое время, потому что все сотрудники кафе владеют стандартной суммой знаний и навыков. Как это сделано? Благодаря корпоративному обучению.

В 1964 г. экономист Чикагского университета и лауреат Нобелевской премии Гэри Беккер опубликовал книгу «Человеческий капитал», в которой сформулировал главное — человеческие ресурсы постепенно превращаются (в наше время — уже превратились, вместе с информацией) в важнейший актив предприятия.

На Западе важность корпоративного обучения осознали давно — без него не победила бы концепция «быстрого питания» KFC и McDonalds, не стали бы такими продуктивными конвейеры Ford и General Motors. Чтобы сотрудники продолжали создавать ценность, их потенциальную экономическую выгоду нужно повышать («обогащать»), т.е. обучать их в соответствии с долгосрочными целями компании и ее подразделений.

Корпоративный университет — это еще больше, чем просто система корпоративного обучения. Хотя прежде всего это, конечно, постоянно функционирующая система обучения, предназначенная для повышения квалификации руководителей и специалистов, работающих на всех уровнях компании. Корпоративный университет может быть и полноценной образовательной организацией с собственной инфраструктурой и менеджментом, и виртуальной структурой, в которой весь процесс обучения реализуется через аутсорсинговую сеть, и чем-то промежуточным.

Информация к размышлению

Лет 20 назад у нас вообще никто толком не понимал, зачем нужны корпоративные университеты, а когда такое понимание появилось, настал не менее сложный период — строительство корпоративных университетов в крупнейших российских компаниях, которые имели большое желание добиться европейских результатов, не имея европейского опыта.

Одним из первых корпоративных университетов в России стал Корпоративный университет Сбербанка. Ему чуть больше десяти лет — но, между прочим, он единственный в истории российского бизнеса аккредитован по системе качества CLIP (Corporate Learning Improvement Process) Европейского фонда развития менеджмента, причем сразу на максимальный срок — на пять лет. Числу «студентов» Корпоративного университета Сбербанка позавидует любой «настоящий» университет — это 35 тыс. менеджеров банка всех уровней, а также представители госорганизаций и органов власти. И это отнюдь не виртуальная структура, у организации реальный кампус в Подмосковье на Истре.

Цель корпоративного университета, по определению — поддержание соответствия программ обучения бизнес-задачам, формирование и развитие корпоративной культуры, создание кадрового резерва, поддержка и развитие системы оценки эффективности персонала и вложенных в него инвестиций. Эту сверхзадачу Корпоративный университет Сбербанка с успехом выполняет — им разработаны и ежегодно обновляются более ста программ развития лидерских, профессиональных и цифровых навыков (платформа содержит более 1,5 тыс. курсов и видеолекций), многие — в партнерстве с Высшей школой бизнеса Стэнфорда, Лондонской школой бизнеса и INSEAD.

А если требуется «второе мнение», изобретательность руководства университета и банка не знает границ — например, в ноябре 2017 г. по личному приглашению Германа Грефа в Сбербанке выступил знаменитый Садхгуру, он же Джагги Васудев, индийский йогин и философ, основатель организации «Фонд Иша». «Вчерашние дни — они в нашей памяти, а завтра — это просто наше представление, наше воображение, если вы знаете, как справляться с этим моментом, вы знаете, как работать с вечностью, вам не нужно справляться с завтрашним днем», — учил Садхгуру сотрудников Сбербанка. Поможет ли им это знание? Как минимум, не помешает.

Оригинал новости в 2006 году >>

Также читайте в серии "25 лет Академии АйТи в ретроспективе"