От CIO до CDTO. Роль ИТ-менеджеров вчера и сегодня.

От CIO до CDTO. Роль ИТ-менеджеров вчера и сегодня.

926_oooo.plus.png

Игорь Морозов к.э.н.
ректор Академии АйТи  

   

В 2004 году Академия АйТи совместно с Государственным Университетом Управления создала новую программу бизнес-образования e-MBI — программу MBA российского стандарта со специализацией в области информационных технологий, предусматривающую обучение в дистанционной форме. 

banner-retro-25-6.jpg

Комментарий из 2020 г.

Конец 1990-х и начало 2000-х гг. стали временем стремительного карьерного взлета — или, как минимум, роста популярности — CIO и ИТ-менеджеров предприятий. Корпоративная общественность искренне заинтересовалась ИТ-проектами. Практические задачи становления информационных инфраструктур предприятий, новинки корпоративных технологий и мифический ROI были у всех на устах, а люди, которые занимались этими проблемами, стали чуть ли не новыми рок-звездами...

Где этот романтический флер «директоров информационной службы» сегодня? Это такие же менеджеры, как и все остальные, а влияние и авторитет этих профессионалов на предприятии зависят от политик предприятия — а также от всего остального, от чего они обычно зависят.

И в этом нет ничего нового. В 1940-х–1950-х гг. на западных предприятиях редко можно было встретить директора по человеческим ресурсам. В 1960-х–1970-х гг. достаточно экзотической была должность директора по маркетингу. И вот, к концу 1990-х гг. мы узнаем о позиции директора информационной службы... Теперь все это — обычные руководители, которые занимаются своими направлениями, так или иначе влияя на бизнес.

Но разве мы живем не в информационную эру? Разве информация — не новая нефть? Разве не должен появиться новый тип руководителя, ответственный за управление информационными активами компаний и их эксплуатацию? Разве не все и каждый говорят сегодня, что информация — один из самых важных активов?

Говорить-то они говорят, но говорить — не делать. По-прежнему предприятия куда больше денег тратят на мебель, офисную технику и поддержку автопарков, чем на информационные активы. В годовых отчетах компаний по-прежнему можно найти все — от финансовых результатов до отзывов от клиентов и партнеров, кроме одного — состоянии информационных активов.

Управляют ли ИТ-директора информацией предприятий? Нет, по крайней мере, не как правило. Они отвечают за контроль ИТ-систем, в которых хранится и циркулирует эта информация. Но неужели предприятия не хотят начать по-настоящему управлять своей информацией? Неужели они не хотят начать извлекать выгоду из своих информационных активов? Неужели непонятно, что без управления информацией, как активом, никакому бизнесу не светит никакая цифровая трансформация?

Ведь для того, чтобы трансформация компаний была успешной, необходимо не только создать новую ИТ-инфраструктуру, но и переработать стратегические установки. CIO занимается ИТ-стратегией, но сегодня кто-то должен отвечать за успешную цифровую трансформацию предприятия в целом, и если это не будет директор информационной службы, то это будет кто-нибудь другой — например, директор по цифровой трансформации.

Этот директор (CDTO —  такая аббревиатура уже существует) должен научить службу продаж предприятия работать с потребителем непосредственно в социальных сетях, поисковых системах или внутри их мобильных приложений, обходясь, по возможности, без посредников. Он должен научить аналитиков предприятия пользоваться инструментами обработки больших данных, чтобы открыть новые возможности прогнозирования бизнеса. Он должен научить всех остальных менеджеров предприятия самостоятельно анализировать данные — в современной турбулентной обстановке нет времени ждать отчета аналитиков, каждый должен стать сам себе аналитиком! Он должен научить руководство компании отказаться от устаревших бизнес-практик, задействовать новые технологии по мере их появления и не ждать того момента, когда цифровизация станет вопросом жизни и смерти... А для начала он должен объяснить всем и каждому на предприятии, что автоматизация бизнес-процессов компании невозможна, пока они не достигли соответствующего уровня зрелости — как минимум, пока не созданы регламенты бизнес-процессов, единообразно выполняемые во всей организации.

Роль CDTO будет развиваться, у нее появятся новые цели. Например, CDTO могут сделать своим приоритетом качество обслуживания клиентов — в том смысле, в каком его повышают бизнес-аналитика и эффективное использование большых данных. Или их целью может стать увеличение доли рынка — потому что появятся новые инновационные решения для повышения узнаваемости брендов.

Придется ли нам жить «в эту пору прекрасную»?

Информация к размышлению

Как минимум, во многих компаниях уже появились директора по управлению данными (CDO) — это указывает на то, что бизнес готов признать информацию бизнес-активом. Правда, CDO, как и многие CIO, лишь формально являются директорами. Это же, вероятно, ждет и CDTO — по крайне мере, на первых порах...

Но может быть, пора совсем вывести информационные активы из области ответственности ИТ-служб? Если ей суждено стать полноценным бизнес-активом, то и относиться она будет не к департаментам ИТ, а к основной деятельности компаний.

Оригинал новости в 2004 году >>

E-MBA.jpg

Также читайте в серии "25 лет Академии АйТи в ретроспективе"