Объединение учебного и издательского бизнесов под маркой Академии АйТи. Взгляд из 2020

25 лет Академии АйТи в ретроспективе

  926_oooo.plus.png

Игорь Морозов к.э.н.
Ректор Академии АйТи


     В 2003 году под маркой Академии АйТи объединились организация дополнительного и профессионального образования, хорошо известная на рынке, как Академия АйТи, и издательская структура АйТи-Пресс. Цель объединения — популяризация информационных технологий и бизнес-знаний. Анализ рынка показал, что объединение организаций позволит получить синергетический эффект при решении этой задачи. Объединенная компания сможет выпускать более широкий ассортимент изданий с участием экспертов учебного центра и использовать обширную региональную сеть для реализации книг. 


Комментарий из 2020 г.

1990-е и начало 2000-х гг. были удивительным временем, когда информационный рынок еще не был заполнен бесплатным цифровым контентом. Тысячам специалистов и миллионам пользователей нужны были знания, и необходимость распространения этих знаний позволяла создавать как добавленную, так и самостоятельную ценность.

У пользователей начала 1990-х гг. в руках была разве что потрепанная книжка «IBM PC для пользователя» В. Фигурнова, а у профессионалов (или тех, кто хотел ими быть) — не было ничего. Издатели книг не могли не ответить на этот запрос — появились новые издательства, выпускавшие десятки наименований компьютерной литературы, из которых я могу вспомнить московские «Русскую Редакцию» и «КомпьютерПресс», питерский «Питер-Пресс», киевские «Диалектику» и «BHV-Киев». Появились и новые имена авторов, рассказывавших о компьютерах, операционных системах и языках программирования — К. Ахметов, Б. Богумирский, А. Борзенко, О. Лебедев, А. Левин (кажется, из той плеяды писателей только он один и продолжал до последнего времени выпускать книги о компьютерах), А. Федоров и др. В огромном количестве переводились западные книги, и, что особенно ценно, среди них были издания, лицензированные ИТ-вендорами — большим успехом пользовались, например, книги Microsoft Press.

Тиражи книг тогда составляли десятки тысяч. Камилл Ахметов рассказал мне, что общий тираж его книг, выпущенных в 1990-е–2000-е гг. составил 300 тыс. экземпляров. Думаю, что если он и льстит себе, то самую малость, поскольку это далеко не предел, ведь согласно официальным данным, суммарный тираж всех изданий знаменитой книги Виктора Фигурнова составил более 3,5 млн экземпляров!

Поэтому нет ничего удивительного в том, холдинг АйТи, который всегда очень внимательно относился к вопросу обучения своих заказчиков, пришел к осознанию необходимости конвергенции подходов к обучению и решил объединить два своих бизнеса — Академию АйТи, предлагающую курсы обучения, и АйТи-Пресс — маленькое бутиковое издательство, которое примерно раз в месяц публиковало книги по информационным технологиям. Первыми изданиями под маркой Академии АйТи стали переводные издания «Управления высокотехнологичными программами и проектами», «Защита от хакеров коммерческого сайта», «Check Point NG. Руководство по администрированию» и др.

Конвергенция эта была отражением фундаментальной трансформации процесса потребления контента. Потребитель был готов платить за контент, не просто упакованный разными способами, а представленный заметно разными наборами знаний — учебным курсом и книгой. Не учебным пособием, соответствующим содержанию курса, а самостоятельной книгой, имеющей собственную ценность. Те, кто в школьные годы читал не только учебники математики и физики, но и книжки Я. И. Перельмана, знают, что я имею в виду.

Информация к размышлению

Надо сказать, что стремление потребителей к качественной специальной литературе мы подхватили буквально на излете. К середине 2000-х гг. тиражи переизданий компьютерных бестселлеров стали падать, многие издательства ушли с рынка или перепрофилировались. Одни эксперты считают, что это был момент перенасыщения рынка изданиями, другие указывают на то, что именно тогда в зоне видимости широкого потребителя появился электронный контент.

У меня есть собственная «теория заговоров», она заключается в том, что первые электронные издательства, которые появились во второй половине 2000-х гг., планомерно распространяли слухи о баснословных прибылях авторов, вышедших «в цифре». В реальности роялти авторов от электронных изданий пренебрежимо малы (впрочем, с «бумажных» изданий они тоже не слишком много получают), зато распространители цифровых книг не имеют с таких продаж ничего, кроме чистой прибыли — а это для них главное.

Впрочем, на этом история не кончилась — потому что электронные издания, конечно же, стали оседать на пиратских сайтах, в корпоративных и частных электронных библиотеках, в архивах электронной почты, на смартфонах — разумеется, в бесплатном виде. И, похоже, что неожиданным следствием десятилетнего накопления общедоступного контента стало желание потребителей извлекать из него полезную и структурированную информации — и даже, возможно, платить за этот процесс.

Кто помнит, как называются эти самые крупицы полезной и структурированной информации по отношению к океану существующего контента? Насколько мне известно, они называются ЗНАНИЯМИ.

А процесс их извлечения называется ОБУЧЕНИЕМ.

Круг замкнулся.

Оригинал новости в 2003 году >>


Также читайте в серии: