Академии АйТи 25 лет: листаем страницы истории

Академии АйТи 25 лет: листаем страницы истории


926_oooo.plus.png

Игорь Морозов к.э.н.
Ректор Академии АйТи

В этом году Академии АйТи исполнилось четверть века. 

Мы отметили эту дату в июне в необычное время, когда максимально быстро потребовалось перевести заказчиков на рельсы дистанционного обучения, предоставить сервисы для виртуальных учебных центров и продемонстрировать серьезные организационные и технические возможности, которые мы нарабатывали годами. Реальными делами и результатами мы помогли заказчикам сохранить  обучение, перевести удаленных сотрудников в виртуальные классы, предоставить современный и качественный образовательный контент с самых первых дней карантинных мероприятий. В это же время, в честь Юбилея, мы опубликовали, цикл статей «25 лет Академии АйТи в ретроспективе», где делились историей компании и взглядом на события из призмы современности. 

Перед вами 25-я статья, предлагаю подытожить, о чем я рассказывал в самые жаркие, во всех смыслах, месяцы этого года.

banner-retro-25-25.jpg

Страницы истории ИТ-рынка

История Академии АйТи – это история того, как современные технологии и грамотные стратегии гармонично отвечали вызовам ИТ-рынка как 25 лет назад, так и в современности.

Начинали мы с обучения по двум технологическим направлениям – Microsoft Novell. Сертифицированные специалисты именно по этим продуктам были особенно востребованы в те годы. Получив авторизацию компании Microsoft, Академия АйТи начала отсчет своей истории успеха и практически сразу вошла в тройку лидеров отечественного рынка авторизованного обучения. Потом была собственная Школа Управления Проектами – для подготовки менеджеров по управлению проектами внедрения информационных систем, линейка курсов стала расширяться.

В 2001 году Академия АйТи получила статус авторизованного учебного центра компании Sun Microsystems, которая была одним из важнейших производителей технологий для корпоративного сектора. Авторизация показала, как Академия АйТи расширяет спектр курсов и ориентируется на запросы крупнейших клиентов.

Компания Sun Microsystems была не просто одной из многочисленных глобальных ИТ-компаний. И даже гордая характеристика «ведущий поставщик высококачественных аппаратных и программных средств и услуг, определивших лицо сегодняшнего Интернета и позволяющих компаниям всего мира реализовать свои самые смелые планы» из стандартного пресс-релиза образца 2001 г. не в полной мере отражает значение и авторитет Sun Microsystems в мире высоких технологий.

Sun Microsystems была, без преувеличения, культовой компанией. Правда, ее основали не в гараже, а в университете — аспирант Стэнфорда Энди Бехтольшейм, которому не хватало компьютерных мощностей именитого учебного заведения, создал собственную рабочую станцию и назвал ее SUN Workstation. Экскурс в историю этой компании мы сделали в статье «Sun Microsystems и Академия АйТи в 2001 году. Взгляд из 2020».

В ряде публикаций мы рассматривали партнерство с компаниями, многие из которых продолжают работать на ИТ рынке: Microsoft, Thomson NETg, Oracle, Autodesk, Huawei, и роли нашего сотрудничества в обучении ИТ-кадров.  

В современной истории ИТ-рынка Академия АйТи участвует в развитии импортозамещения, развивая партнерство с отечественными вендорами. Корпоративные заказчики наконец-то стали менять свое отношение к отечественным разработкам. Благодаря импортозамещению в некотором роде произошла перемена мышления у заказчиков и разработчиков. Крупные компании уже готовы внедрять зрелые российские решения в больших масштабах, в том числе, и замещая зарубежные системы. Разработчики же увидели востребованность своих продуктов и интенсивно вкладываются в их развитие.

В статье «Импортозамещение в ИТ-отрасли» мы проанализировали как тренд на импортозамещение усиливается с каждым годом, и растут темпы в ИТ отрасли. Процессы импортозамещения привели к тому, что ассортимент ИТ-продуктов расширился: на рынке теперь есть и западные, и азиатские, и отечественные производители, решения которых можно сравнивать как с точки зрения технологий, так и с точки зрения цены и экономии. Появляется все больше успешных российских ИТ-решений, отношение к отечественным разработкам улучшается. Заказчики уже в состоянии подбирать комплекты отечественного ПО для оптимального решения типовых задач — и учатся анализировать экономическую эффективность перехода на отечественные продукты.

Вклад в развитие дополнительного образования

Разумеется,  мы рассказали о «Гербовой печати на дипломах Академии АйТи», но на самом деле эта статья не только о том, как мы стали Институтом АйТи, но и о том, как важна сертификация и как много потеряло государство, отменив государственную аккредитацию образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам.

В публикации по следам новости «Строим Корпоративный университет» мы обсуждаем проблемы корпоративного обучения в целом. Лет 20 назад у нас вообще никто толком не понимал, зачем нужны корпоративные университеты, а когда такое понимание появилось, настал не менее сложный период — строительство корпоративных университетов в крупнейших российских компаниях, которые имели большое желание добиться европейских результатов, не имея европейского опыта.

В статье «Объединение учебного и издательского бизнесов под маркой Академии АйТи» мы вспомнили целую эпоху активного книгопечатания в России. 1990-е и начало 2000-х гг. были удивительным временем, когда информационный рынок еще не был заполнен бесплатным цифровым контентом. Тысячам специалистов и миллионам пользователей нужны были знания, и необходимость распространения этих знаний позволяла создавать как добавленную, так и самостоятельную ценность. Поэтому нет ничего удивительного в объединении двух бизнесов — Академии АйТи, предлагающей курсы обучения, и АйТи-Пресс — маленькое бутиковое издательство, которое примерно раз в месяц публиковало книги по информационным технологиям. Первыми изданиями под маркой Академии АйТи стали переводные издания «Управления высокотехнологичными программами и проектами», «Защита от хакеров коммерческого сайта», «Check Point NG. Руководство по администрированию» и др. Конвергенция эта была отражением фундаментальной трансформации процесса потребления контента. Потребитель был готов платить за контент, не просто упакованный разными способами, а представленный заметно разными наборами знаний — учебным курсом и книгой. Не учебным пособием, соответствующим содержанию курса, а самостоятельной книгой, имеющей собственную ценность.

В статье «Академия АйТи строит образовательные экосистемы» мы рассказали о том, что такое образовательные экосистемы и как их создает Академия АйТи на примере партнерства с мировыми вендорами. В образовательные экосистемы ИТ-поставщиков входят как сами знания, так и процессы и обучения, проверки знаний и сертификации специалистов. И если дело ИТ-компании, как источника знаний, оформить их в виде курсов по продуктам и технологиям, то миссию распространения этих знаний — т. е. выстраивания сети образовательных центров, создание конечного образовательного контента и создание центров тестирования и сертификации с разработкой необходимых тестов и самих тестовых систем — берет на себя образовательный партнер.

Портфель продуктов

Как активный участник рынка дополнительного образования мы уверенно чувствовали себя на всех этапах, когда  государственная монополия на заказ в сфере образования сменилась на широкий спектр запросов, идущих непосредственно от предприятий и менеджеров. Возникла потребность в более разнообразных и гибких формах подготовки взрослых людей без отрыва от основной деятельности. Изменились требования к методам и формам организации обучения, а следовательно, и к уровню подготовки преподавателей и их роли в образовательном процессе, качеству учебных материалов, уровню администрирования и сервиса.

За 25 лет мы внедрили — сами, силами наших экспертов, совместно с ИТ-компаниями и рядом российских вузами — сотни образовательных программ и курсов. В портфеле Академии АйТи были всегда новые услуги и принципиально новые для отечественного рынка обучения программы профессиональной подготовки. В их числе - программы специализированной переподготовки топ-менеджеров в области информационных технологий, разработанных Академией АйТи как самостоятельно, так и в соавторстве с ведущими государственными вузами:

  • Блок дисциплин специализации в программе MBA/MBI, в партнерстве с Государственным Университетом Управления. Об этой программе, эволюции ИТ-менеджмента и вызовах современности к ИТ-руководителям, мы подробно рассказали в публикации «От CIO до CDTO. Роль ИТ-менеджеров вчера и сегодня»;

  • Программа «CIO/MIS», разработанная совместно с Академией Народного Хозяйства РФ. Программа «Экономика информационных систем» и серии курсов, рассчитанных на подготовку специалистов, работающих на стыке ИТ и различных направлений бизнеса, созданных совместно с кафедрой экономической информатики МГУ имени М.В. Ломоносова. О нашем партнерстве с вузами мы рассказали в статье «Здравоохранение будущего — симбиоз медицины, ИТ и бизнеса»

В настоящее время нашей гордостью является программа профессиональной переподготовки «Информационная безопасность», согласованная с регуляторами рынка. По этой программе мы выпустили уже более 5000 специалистов и это не предел, так как спрос на профессионалов в области кибербезопасности растет. Об этом мы рассказали в наших статьях «Переподготовка по защите информации» и Профессиональная переподготовка CSO - Chief Security Officer

Поговорили мы и про обучение у нас методологиям Agile и Scrum, и про проблемы в проектном менеджменте, где в совокупности, сочетаются и планирование, и риски, и бюджеты, и коммуникации в командах.

Дистанционные процессы, с которыми мир столкнулся в коронокризис, обнажили болевые точки и в проектном управлении. Работа с удаленными командами, выстраивание эффективных цифровых коммуникаций, инфраструктурное обеспечение непрерывности работ, вопросы информационной безопасности – все эти и многие другие подводные камни легли на плечи менеджмента. И особенно в просчете рисков, которые никто не мог заранее прогнозировать. Поэтому спрос на обучение проектному менеджменту вновь набирает высоту. Подробно мы рассмотрели эти темы в публикациях: «Внедрение методологии SCRUM» и «Управление проектами. Взгляд из 2020»

Дистанционное обучение

И конечно мы очень много говорили о дистанционном обучении. Практически в каждой публикации цикла, так или иначе, мы обсуждали проблемы и вопросы развития дистанционного обучения в стране. Увы, в образовательной системе главное, как и в ИТ, не сам продукт, а внедрение, т. е. решение всех организационных проблем, настройка процессов, обучение людей — осуществление организационных изменений. Подробно об этом можно почитать в нашей публикации «Топ-6 достижений в дистанционном обучении»

Для нас дистанционное обучение всегда было инструментом – набором технологий, методик, подходов, с помощью которых мы решали свои бизнес-задачи и 10, и 20 лет назад. Делаем мы это и теперь, а своеобразие текущего момента для нас заключается только в том, что выделять из общего комплекса услуг дистанционные попросту не приходится.

В завершение хочется обозначить портрет сегодняшней Академии АйТи.

Во-первых, четверть века компании сама за себя говорит о стабильности и надежности. Именно таким партнером мы являемся для множества корпоративных и государственных заказчиков во всех уголках нашей страны.

Компания выросла из классического учебного центра в технологического и образовательного партнера, способного строить образовательные экосистемы, внедрять и развивать e-learning технологии для HR-менеджмента. Наша экспертиза в построении LMS (Learning management systems) и разработке электронного образовательного контента для корпоративного обучения – одна из самых сильных в России. Нашему опыту в  электронном обучении также исполнилось четверть века.

Во-вторых, компания - признанный лидер отечественного рынка не только в ИТ-обучении, но и в дисциплинах на стыке ИТ и бизнеса, иначе говоря – в подготовке квалифицированных кадров для цифровой экономики, имеющий в структуре сеть собственных региональных учебных центров во всех федеральных округах страны.

И, наконец, портфель услуг Академии АйТи способен удовлетворить запросы любого заказчика, а линейка курсов, программ повышения квалификации и  переподготовки – профессиональные амбиции любого специалиста, имеющего дело с современными ИТ-решениями.    

Сложно поверить, что нам уже 25 лет. С одной стороны — сделано очень много, и все достижения не перечислены даже в рамках цикла 25 статей. С другой стороны — самое интересное впереди, мы в это верим.